Воздушный змей – землянин в небе

Воздушный змей – землянин в небе

А давайте поиграем в ассоциации… Что приходит на ум, когда говорят «воздушный змей»? Группа товарищей выдала следующий результат — «детство», «праздник», «беззаботность», «Китай», «небо», «солнце», «бумага», «легкость», «полет», «новаторство», «ветер», «изобретатель», «игрушка», «парус», Алла Пугачева… Интересно-интересно! И причем тут народная артистка России? Ну, как, вспомнили?

«Я в облака запускаю бумажного змея.
Думает змей, будто сам он умеет летать.
Кажется змею, он в небо умчаться сумеет,
Если удастся ему свою нить оборвать...»
Воздушный змей, похожий на бабочку.
Правда, этот воздушный змей очень похож на бабочку?..

В данном контексте мы не будем рассматривать философски-назидательную идею подростковой несамостоятельности и бунтарства хрупкой конструкции. Проигнорируем коллективное желание сообщества воздушных змеев покинуть земную обитель. Поскольку мы об этом мало что знаем.

Гораздо интереснее проследить, как заморскую диковинку пытались использовать люди. И приспособить недорогой предмет развлечений к разумной хозяйственной и научной деятельности.

Из истории первых полетов

История первых воздушных змеев теряется в глубине веков где-то на территории Китая. В Европе змеи появились в XIII веке. Заморскую диковинку презентовал широкой публике купец и путешественник Марко Поло. Долгое время бумажные конструкции служили преимущественно для развлечения и снятия стресса от бытовых и военных тягот средневековья. И только в XVII веке в воздушных змеях разглядели определенный научный потенциал.

Дело состояло в следующем: самый простой и дешевый способ поднять что-нибудь в небо на высоту пару сотен метров естествоиспытатели разглядели в использовании несерьезного воздушного змея.

Две девочки запускают воздушного змея.
Запуск воздушного змея — это увлекательнейшее занятие. Обязательно попробуйте.

Вот несколько примеров удачного использования конструкции класса «земля-небо». С помощью змеев поднимали в небо метеорологические приборы или изучали грозовое электричество. Запускать ради науки воздушные шары могли позволить себе только состоятельные исследователи. Других способов покорить небеса тогда еще не было.

А еще на редкость удачной оказалась простая идея подружить воздушный змей и фотоаппарат. Первые фотографии с воздушных змеев сделали англичанин Дуглас Арчибальд в 1887 году и француз Артур Батут годом позже. К сожалению, интерес к аэрофотосъемке был вызван не чистым искусством, и не желанием взглянуть на землю с высоты птичьего полета, а растущим вниманием военных к новым видам летательных аппаратов.

После удачных экспериментов воздушный змей был принят на вооружение в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Некоторое время змеев использовали для развертывания антенн. Однако с развитием радиосвязи потребность в таких антеннах быстро отпала. Тогда же закончилась и военная служба воздушных змеев.

Ряд воздушных змеев.
Даже целый строй воздушных змеев имеет очень добрый вид и мирные цели.

Воздушный змей на «мирной вахте»

Сейчас воздушные змеи живут относительно «вольной» и, по счастью, мирной жизнью. Существует большое количество любителей аэрофотосъемки с помощью змеев. Казалось бы, вездесущие квадрокоптеры позволяют снимать очень качественные и фото, и видео. Однако у старых добрых воздушных змеев имеется несколько серьезных достоинств, дающих им право на свой кусочек неба.

  • Во-первых, воздушный змей с закрепленной на нем камерой может находиться в воздухе практически любое время. А время полета коптера ограничено емкостью аккумулятора.
  • Во-вторых, немаловажный акцент — цена. Стоимость воздушного змея и дрона, способного поднимать в воздух сколько-нибудь серьезную фото- и видеотехнику, отличается в разы, а то и на порядки.
  • И в-третьих, запуск воздушного змея и управление им не требует особых умений. Это делает использование воздушного змея с камерой доступным всем и каждому.

И безусловно, нельзя забывать, что воздушный змей — это, по сути, парус. А, значит, логично воспользоваться змеем, чтобы обуздать энергию ветра и превратить ее во что-то полезное или просто приятное.

Спортсмены и любители активного отдыха давно освоили кайты, парафойлы и прочие разновидности воздушных змеев для катания на специальных досках по волнам или заснеженным просторам.

Мужчина на лыжах и воздушный змей.
Управление нежесткими воздушными змеями похоже на использование парашюта, регулировка осуществляется с помощью рулевых тросов.

И еще интересный факт. На удивление успешной стала разработка немецкой компании. Она придумала систему, с помощью которой на воздушном змее можно «прокатить» настоящий большой сухогруз или контейровоз. Воздушный змей площадью примерно 200 кв.м, управляемый специальной компьютерной системой, как оказалось, вполне может тянуть за собой большое судно. Поскольку ветра на нашей планете дуют беспрерывно, то за счет дополнительной тяги получается экономить в среднем 5-10% топлива.

Экономически бесперспективен, однако…

Казалось бы, вот оно счастье. То есть реальная экономическая выгода. Подобной системой были оснащены примерно с десяток судов.

Однако, дальше этого проект «не взлетел». Подвела сложившаяся (и всех устраивающая) система морских перевозок. Судовладелец оказался незаинтересованной стороной в оборудовании своего судна новой дорогой системой, пусть и экономящей топливо. Поскольку именно за топливо платит не он, а арендатор судна. Арендатор в любом случае — фигура временная. Ему важно получить груз «здесь и сейчас». Платить за воздушных змеев, которые окупятся в только будущем и, возможно, не им, нет смысла.

К сожалению, аналогичная судьба постигла и нашумевший некоторое время назад проект с названием «Makani» по добыванию электроэнергии с помощью воздушного змея с установленным на нем ветрогенераторами. После 14 лет разработки и испытаний проект признали бесперспективным, а энергогенерирующему змею подрезали крылья и отправили на склад до лучших времен.

Да уж, воздушных змеев хотели приручить и полтора века назад, и сейчас пытаются это делать. Но независимо от эпохи и уровня технологий они никак «не хотят» на нас работать. Уж больно тесно воздушным змеям в упряжке экономической выгоды и рационального использования.

Мужчина на серфдоске с воздушным змеем в небе.
«Я лечу, я парю! Я круче всех!..»

Тогда, может, обратим больше внимания на связанные с воздушным змеем понятия «счастья», «свободы», «беззаботности». И наладим взаимовыгодный эмоциональный контакт?

Интересные статьи на нашем сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика